Kon.jpg (10710 bytes)

zagolovok.jpg (8383 bytes)

503-92-72

8-916 -

151-34-54

КОЛЛЕКЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧУГУННОГО ЛИТЬЯ

Прощание казака с казачкой главная страница сайта

история каслинского завода

авторы художественных изделий

фотогалерея художественных изделий

каталог коллекции каслинских изделий

раритеты коллекции

изделия на продажу

книги и статьи о Каслях

телефон, почтовый адрес, электронная почта

   
 

КАСЛИНСКИЕ МАСТЕРА

 

В развитии художественного литья Каслей велика роль выдающихся скульпторов, замечательных мастеров русского и западного искусства, чьи произведения получили в Каслях еще одно творческое повторение.

Русский скульптор М.Д.Канаев (1830-1880). С его именем связано активное развитие художественного литья в Каслях в третьей четверти XIX века. Канаев учился в Петербургской академии художеств. Здесь он получил звание художника по скульптуре и за "отличные успехи по части лепки" награжден двумя серебряными медалями.

Убежденный в перспективе развития чугунного художественного литья, Канаев приезжает на Урал и принимает в Каслях должность заводского скульптора. Здесь же, при заводе, он открывает школу для рабочих-мастеров, обучает их лепке и формовке. В Каслях получают путевку в жизнь собственные творческие работы М.Д.Канаева. По моделям скульптора на заводе отливаются подчасники "Геркулес, разламывающий пещеру ветров", "Мороз-демон", "Избушка на курьих ножках" и также произведения бытового жанра.

М.Д.Канаев придает большое значение поступлению на завод новых моделей, создаваемых мастерами искусства, и предпринимает в этом направлении практические шаги.

Русский скульптор, академик Н.Р.Бах (1853-1885). Он также переезжает из Петербурга в далекие Касли и продолжает начатое Канаевым дело. Молодой талантливый скульптор Н.Р.Бах, как и его предшественник, укрепляет связи каслинского литья с русской скульптурой, обучает мастеров завода искусству лепки, формовки, чеканки. Сюжеты новых произведений подсказывает Баху богатая уральская природа. По его моделям выпускаются чернильницы, пресс-папье, подсвечники, которые характеризуют автора как скульптора-анималиста. Характерными являются чернильница "Драка филина с ястребом", пресс-папье "Сломанное дерево, под ним куропатки", всевозможные пепельницы, подсвечники, статуэтки.

Выдающийся медальер, скульптор Ф.П.Толстой (1783-1873). Созданная Ф.П.Толстым серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, получила широкое распространение в самых различных уголках России не только в фарфоровых и гипсовых копиях с восковых оригиналов скульптора, но и в каслинских отливках на эту тему. На протяжении десятков лет в Каслях выпускались произведения основателя анималистического жанра в России, академика П.К.Клодта (1805-1867). Они стали одним из тех крепких звеньев, которые спаяли чудесное каслинское литье с лучшими произведениями русского искусства. Благодаря им, оно сделало еще несколько шагов к вершине своей славы.

Многие из этих отливок - не только талантливое повторение известных скульптур Клодта, созданных им в бронзе, но и новая творческая разработка хорошо известных тем.

Широкую популярность приобрели отлитые в Каслях произведения замечательных русских скульпторов Е.А.Лансере, А.Л.Обера, Н.И.Либериха. Созданных ими всевозможных животных, различные бытовые, военные и охотничьи сцены Касли подарили людям в многочисленных образцах подлинно реалистических произведений.

Большой любовью каспийских мастеров пользовались "Джигитовка лезгин", "Прощание казака с казачкой" Е.А.Лансере, "Охота на медведя", "Крестьянка с граблями на лошади", "Собака пойнтер", "Медведь" Н.И.Либериха, "Киргиз на лошади", "Львица" А.Л.Обера. Любое из этих произведений по праву можно отнести к лучшим образцам скульптуры малых форм.

В течение ряда лет в Касли поступали работы известного русского скульптора Р.Р.Баха (1859-1932). Особенно примечательна его галерея портретов русских писателей и композиторов - И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского и др. Прекрасным образцом анималистической темы в работах каслинских мастеров стала отливка "Зубра" Р.Р.Баха. Поистине мастерски были повторены в чугуне и модели других, менее известных русских скульпторов. К их числу относятся работы А.Соловьевой (серия героев произведений Н.В.Гоголя и др.). Как известно, приступая к работе над моделями А.Соловьевой, уральские народные художники не просто копировали уже созданный пластический образ, а вносили в его трактовку много индивидуального, выражая свое отношение к изображаемому персонажу. Чеканка тонкого рисунка, выполняемая мастером, еще более усиливает характерность образа, выделяет его основные черты.

Особую страницу, знаменующую собой неразрывную связь русского искусства с народным творчеством, составляют в истории Каслей произведения талантливого "лепщика-самоучки" В.Ф.Торокина. Он первый в истории каслинского художественного литья обратился к темам из жизни простого народа и его труда и сумел воплотить их с большой выразительностью и мастерством ("Старуха с прялкой", "Крестьянин на пашне", "Углевоз" и др.). Из зарубежных авторов в Каслях, пожалуй, более всего повезло французским скульпторам. Широкую популярность приобрели изделия из чугуна "Дон Кихот" и "Мефистофель" Готье, серия изображений животных скульптора Мэна, знаменитый "Вольтер" Гудона. Думается, здесь сыграли свою роль многолетние культурные связи Франции и России, а также участие России и, в частности, Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Достаточно широко тиражировались в Каслях и работы других зарубежных скульпторов. Многие из них наряду с популярными произведениями русских художников стали достойным украшением интерьеров.

Темам труда и быта советских людей, героике военных сражений и мирного созидания посвящены лучшие работы советских скульпторов - П.С.Аникина, Е.А.Янсон-Манизер, А.С.Гилева, А.В.Чиркина. Языком искусства каждый из них раскрывает перед нами волнующие страницы истории народа, облик нашего современника, о труде и подвиге которого вдохновенно рассказывает каслинский чугун.

 

Джигитовка лезгин
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович (1848 - 1886)

Русский скульптор. Искусству лепки учился, посещая студии отечественных и зарубежных мастеров, в том числе Н.И.Либериха. Участник выставок в АХ с 1869 г. Создал более четырёхсот произведений этнографического, анималистического, исторического плана.

ЛИБЕРИХ Николай Иванович (1828 - 1883)

Русский скульптор.Занимался в АХ у П.К.Клодта. Участник выставок в АХ с 1857 г. В основном работал как анималист.

МЕН Пьер Жюль (Mene P.J., 1810 - 1879)


Французский скульптор-анималист. Искусству лепки учился самостоятельно. С 1838 г. выставлялся в парижских салонах. Его модели широко копировались в чугуне в Германии и России.

НАПС Ежен

Скульптор, работал во второй половине XIX века.

ОБЕР Артемий (Артур) Лаврентьевич (1843 - 1917)

Русский скульптор-анималист. Учился в АХ, занимался в Париже у А.-Л. Бари.

ПОШ Леонард(Posch L., 1750 - 1831)

Скульптор и медальер, родился в Тироле, обучался в Зальцбурге, работал в Вене, Зальцбурге, Неаполе.

СОЛОВЬЁВА Анна Андреевна
Русский скульптор, работала в конце XIX века.

ТАРАСОВ Кузьма Дмитриевич (1863 - 1936)

Мастер-универсал Каслинского завода, создатель оригинальных моделей для чугунного художественного литья. Учился в заводской школе для рабочих, работал модельщиком.

503-92-72  

8-916-151-34-54  

Иншаков Владимир Федорович

v.f.inshakov@mail.ru

© Веб-мастер   Иншаков В.Ф., 2004

HotLog online dating service
HotLog
HotLog AllBest.Ru

Rambler's Top100

Стандартная Образовательная Баннерная Сеть

count.gif (1424 bytes)
count.gif (1424 bytes)
count.gif (1424 bytes)
Сайт создан в системе uCoz