|
В развитии художественного литья
Каслей велика роль выдающихся скульпторов,
замечательных мастеров русского и западного
искусства, чьи произведения получили в Каслях
еще одно творческое повторение.
Русский скульптор М.Д.Канаев
(1830-1880). С его именем связано активное
развитие художественного литья в Каслях в
третьей четверти XIX века. Канаев учился в
Петербургской академии художеств. Здесь он
получил звание художника по скульптуре и за
"отличные успехи по части лепки" награжден
двумя серебряными медалями.
Убежденный в перспективе развития
чугунного художественного литья, Канаев
приезжает на Урал и принимает в Каслях должность
заводского скульптора. Здесь же, при заводе, он
открывает школу для рабочих-мастеров, обучает их
лепке и формовке. В Каслях получают путевку в
жизнь собственные творческие работы М.Д.Канаева.
По моделям скульптора на заводе отливаются
подчасники "Геркулес, разламывающий пещеру
ветров", "Мороз-демон", "Избушка на
курьих ножках" и также произведения бытового
жанра.
М.Д.Канаев придает большое значение
поступлению на завод новых моделей, создаваемых
мастерами искусства, и предпринимает в этом
направлении практические шаги.
Русский скульптор, академик Н.Р.Бах
(1853-1885). Он также переезжает из Петербурга в
далекие Касли и продолжает начатое Канаевым
дело. Молодой талантливый скульптор Н.Р.Бах, как и
его предшественник, укрепляет связи каслинского
литья с русской скульптурой, обучает мастеров
завода искусству лепки, формовки, чеканки. Сюжеты
новых произведений подсказывает Баху богатая
уральская природа. По его моделям выпускаются
чернильницы, пресс-папье, подсвечники, которые
характеризуют автора как скульптора-анималиста.
Характерными являются чернильница "Драка
филина с ястребом", пресс-папье "Сломанное
дерево, под ним куропатки", всевозможные
пепельницы, подсвечники, статуэтки.
Выдающийся медальер, скульптор Ф.П.Толстой
(1783-1873). Созданная Ф.П.Толстым серия
медальонов, посвященных Отечественной войне 1812
года, получила широкое распространение в самых
различных уголках России не только в фарфоровых
и гипсовых копиях с восковых оригиналов
скульптора, но и в каслинских отливках на эту
тему. На протяжении десятков лет в Каслях
выпускались произведения основателя
анималистического жанра в России, академика П.К.Клодта
(1805-1867). Они стали одним из тех крепких
звеньев, которые спаяли чудесное каслинское
литье с лучшими произведениями русского
искусства. Благодаря им, оно сделало еще
несколько шагов к вершине своей славы.
Многие из этих отливок - не только
талантливое повторение известных скульптур
Клодта, созданных им в бронзе, но и новая
творческая разработка хорошо известных тем.
Широкую популярность приобрели
отлитые в Каслях произведения замечательных
русских скульпторов Е.А.Лансере, А.Л.Обера,
Н.И.Либериха. Созданных ими всевозможных
животных, различные бытовые, военные и охотничьи
сцены Касли подарили людям в многочисленных
образцах подлинно реалистических произведений.
Большой любовью каспийских мастеров
пользовались "Джигитовка лезгин",
"Прощание казака с казачкой" Е.А.Лансере,
"Охота на медведя", "Крестьянка с граблями
на лошади", "Собака пойнтер",
"Медведь" Н.И.Либериха, "Киргиз на
лошади", "Львица" А.Л.Обера. Любое из этих
произведений по праву можно отнести к лучшим
образцам скульптуры малых форм.
В течение ряда лет в Касли поступали
работы известного русского скульптора Р.Р.Баха
(1859-1932). Особенно примечательна его галерея
портретов русских писателей и композиторов -
И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,
А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского и др. Прекрасным
образцом анималистической темы в работах
каслинских мастеров стала отливка "Зубра"
Р.Р.Баха. Поистине мастерски были повторены в
чугуне и модели других, менее известных русских
скульпторов. К их числу относятся работы
А.Соловьевой (серия героев произведений
Н.В.Гоголя и др.). Как известно, приступая к работе
над моделями А.Соловьевой, уральские народные
художники не просто копировали уже созданный
пластический образ, а вносили в его трактовку
много индивидуального, выражая свое отношение к
изображаемому персонажу. Чеканка тонкого
рисунка, выполняемая мастером, еще более
усиливает характерность образа, выделяет его
основные черты.
Особую страницу, знаменующую собой
неразрывную связь русского искусства с народным
творчеством, составляют в истории Каслей
произведения талантливого
"лепщика-самоучки" В.Ф.Торокина. Он
первый в истории каслинского художественного
литья обратился к темам из жизни простого народа
и его труда и сумел воплотить их с большой
выразительностью и мастерством ("Старуха с
прялкой", "Крестьянин на пашне",
"Углевоз" и др.). Из зарубежных авторов в
Каслях, пожалуй, более всего повезло французским
скульпторам. Широкую популярность приобрели
изделия из чугуна "Дон Кихот" и
"Мефистофель" Готье, серия изображений
животных скульптора Мэна, знаменитый
"Вольтер" Гудона. Думается, здесь сыграли
свою роль многолетние культурные связи Франции и
России, а также участие России и, в частности,
Кыштымского горного округа на Всемирной
выставке в Париже в 1900 году.
Достаточно широко тиражировались в
Каслях и работы других зарубежных скульпторов.
Многие из них наряду с популярными
произведениями русских художников стали
достойным украшением интерьеров.
Темам труда и быта советских людей,
героике военных сражений и мирного созидания
посвящены лучшие работы советских скульпторов - П.С.Аникина,
Е.А.Янсон-Манизер, А.С.Гилева, А.В.Чиркина.
Языком искусства каждый из них раскрывает перед
нами волнующие страницы истории народа, облик
нашего современника, о труде и подвиге которого
вдохновенно рассказывает каслинский чугун.
|
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович (1848 - 1886)
Русский скульптор. Искусству лепки учился,
посещая студии отечественных и зарубежных
мастеров, в том числе Н.И.Либериха. Участник
выставок в АХ с 1869 г. Создал более четырёхсот
произведений этнографического,
анималистического, исторического плана.
ЛИБЕРИХ Николай Иванович (1828 - 1883)
Русский скульптор.Занимался в АХ у П.К.Клодта.
Участник выставок в АХ с 1857 г. В основном работал
как анималист.
МЕН Пьер Жюль (Mene P.J., 1810 - 1879)
Французский скульптор-анималист. Искусству
лепки учился самостоятельно. С 1838 г. выставлялся
в парижских салонах. Его модели широко
копировались в чугуне в Германии и России.
НАПС Ежен
Скульптор, работал во второй половине XIX века.
ОБЕР Артемий (Артур) Лаврентьевич (1843 - 1917)
Русский скульптор-анималист. Учился в АХ,
занимался в Париже у А.-Л. Бари.
ПОШ Леонард(Posch L., 1750 - 1831)
Скульптор и медальер, родился в Тироле, обучался
в Зальцбурге, работал в Вене, Зальцбурге, Неаполе.
СОЛОВЬЁВА Анна Андреевна
Русский скульптор, работала в конце XIX века.
ТАРАСОВ Кузьма Дмитриевич (1863 - 1936)
Мастер-универсал Каслинского завода, создатель
оригинальных моделей для чугунного
художественного литья. Учился в заводской школе
для рабочих, работал модельщиком. |